Выберите город

8(495)768-10-33
8(929)651-30-08

Часы работы: c 11-00 до 18-00 Воскресенье-выходной

8(391)258-27-53
Часы работы: c 11-00 до 18-00 Выходные:
Суббота
Воскресенье

8(7182) 55-27-98

 

 

8(99237) 221-99-42

8(99237) 221-99-02

 

8(99871) 232-28-11

8(99871) 233-87-88

  • Курская
  • Чкаловская

Центр тестирования ЕВРАЗ

Локальный центр МГУ имени М.В. Ломоносова
Выберите город

Уважаемые соискатели, в связи с отпуском (28 июля - 4 сентября 2017 г.) просим вас забрать готовые документы до 28 июля! Выдача документов производится с 12:00 до 17:00.

 

Приказы

Формируя новую систему управления, Иван III создал два общегосударственных ведомства - Дворец и Казну. Большой дворец, возглавлявшийся дворецкими, ведал личными землями великого князя, рассматривал тяжбы о земельной собственности. Для управления отдельными землями создавались особые дворцы: Новгородский, Тверской, Дмитровский, что позволяло управлять более отдаленными землями из центра.

Казна, которую возглавляли казначеи, являлась главным финансовым ведомством. Здесь хранились деньги, драгоценности. Заметную роль в организации этого учреждения сыграл византийский финансист и купец П.И. Ховрин-Головин, потомки которого были казначеями на протяжении нескольких поколений. Казна выполняла также функции государственной канцелярии (хранилище государственного архива и государственной печати). Это ведомство руководило и внешней политикой. Иностранцы называли казначея и печатника (хранителя печати) канцлерами. Важную роль в аппарате управления играли дьяки, ведавшие делопроизводством. Они не отличались родовитостью, но достигали высокого служебного статуса за счет образованности и личных заслуг.

Дворец и Казна стали прообразами приказов - центральных административных учреждений, возникших в конце XV века. Приказы совмещали в себе централизованное, функционально-территориальное управление.

Приказная система складывалась стихийно и постепенно, в течение длительного времени. Можно указать на три основные причины подобного ее развития:

  1. постоянный рост территории государства;
  2. постоянный дефицит денежных средств, в том числе для финансирования госаппарата;
  3. различие прав и обязанностей сословий, которое находило выражение, в частности, в различной их подсудности.

Судопроизводством приходилось заниматься многим приказам, специальным судебным учреждениям, вершившим суд в сфере своей компетенции.

Приказы часто имели параллельные или переплетающиеся функции. По мере усиления централизации управления расширялся круг деятельности приказов с общегосударственной компетенцией. Так, в Разрядном приказе были сосредоточены управление служилыми людьми, их учет и определение на службу, а также организация военного дела. Поместный приказ ведал распределением земель (с крестьянскими дворами)  среди служилых людей, Посольский - дипломатической службой, Разбойный - сыском и судом по делам высшей уголовной юрисдикции, Ямской - ямской службой и т.д. Несколько приказов заведовали сбором прямых и косвенных налогов (Казна, приказ Большого прихода). Появились приказы, которые должны были удовлетворять различные потребности царского двора:

  1. конюшенный;
  2. аптекарский;
  3. мастерские палаты царя и царицы (пошив царского платья и белья) и др.

Приказ возглавлял судья - боярин или знатный дворянин. В его распоряжении находился штат дьяков, подьячих и иных должностных лиц. Приказ размещался в приказной избе и имел своих уполномоченных и представителей; его служащие были достаточно образованны и часто назначались из дворян. В приказах существовало упорядоченное письменное делопроизводство. Они же были судебными органами для своего аппарата.

Как оценить роль приказов в российской истории? В научной литературе нет однозначной оценки приказной системы. Одни исследователи говорят о ее громоздкости, неоперативности, неэффективности. Другие, напротив, подчеркивают такие положительные черты системы, как надежность, умение наладить достаточно жесткий контроль за финансовыми ресурсами государства, развитое делопроизводство. Важно отметить, что в данной системе традиционного типа, где вся административная деятельность регламентировалась скорее обычаями и прецедентами, чем правовыми нормами, огромное значение приобрела практическая реализация властных решений. Определенная политика, а иногда и ее судьба во многом зависели от того, насколько она соответствовала интересам администрации, по крайней мере высших ее эшелонов.

© 2012-2017 Центр тестирования ЕВРАЗ
Все права защищены. Копирование материалов запрещено.
При использовании материалов необходима активная ссылка на ресурс.
Почта для связи с дирекцией: director@centrevraz.ru