Актуализация тестирования в миграционной политике России
Основную массу мигрантов, приезжающих работать в Россию, составляет молодежь из стран постсоветского пространства. Согласно оценкам экспертов, многие из них плохо знают русский язык либо не знают его вообще, не обладают элементарными знаниями российской истории и законодательства. В то же время, как свидетельствует мировой и российский опыт, наличие в обществе значительного количества иностранцев, которые не имеют возможности полноценно адаптироваться к культурным и социальным условиям страны пребывания, провоцирует напряженность в обществе и создает потенциальную угрозу межнациональному согласию.
Для решения этой проблемы многие государства, длительное время принимающие мигрантов, законодательно закрепляют нормы, направленные на культурную и языковую адаптацию мигрантов на своей территории. Знание языка государства приема, основ истории и законодательства является условием комфортного пребывания мигрантов в стране; полноценной социальной адаптации иностранного гражданина в принявшем его обществе; правовой грамотности мигранта и возможности защиты его прав; взаимопонимания мигрантов и местного населения, формирования толерантности в их взаимоотношениях; предотвращения возникновения этнических анклавов и, как следствие, напряженности; социальной стабильности и безопасности принимающего общества.
В мировой практике накоплен определенный опыт тестирования, позволяющий проверить готовность мигрантов интегрироваться в общество. Последние два-три десятилетия миграционные ведомства разных стран, наряду с языковыми, практикуют страноведческие тесты в отношении претендентов на гражданство или длительное проживание в стране. Растет не только число государств, прибегающих к подобным процедурам, но и количество категорий мигрантов, для которых интеграционные тесты становятся обязательными.
2014 год стал переходным для ряда европейских стран так же, как и для России, где наблюдается тенденция перехода от лингводидактического тестирования к интеграционному, комплексному, экзамену. Можно сказать, что это стало важной тенденцией первого десятилетия XXI века в области применения образовательных инструментов в миграционной политике.
Анализируя зарубежный и российский опыт в области интеграции иностранных граждан, следует отметить схожие тенденции в содержательной направленности экзаменационных заданий, переносящих акцент на изучение национального образа жизни, истории страны пребывания, ее национальных традиций и культурных ценностей. Данная общемировая тенденция, характерная для всех миграционно привлекательных стран, является ответом на критику в адрес разработчиков содержательной части исторического и правового модулей комплексного экзамена для иностранных граждан, вводимого на территории РФ.