Центр тестирования ЕВРАЗ®
Локальный центр МГУ имени М.В. Ломоносова
Курская Чкаловская ул. Казакова, дом 13, 2 этаж

+7 (495) 768-10-33
+7 (929) 651-30-08

Вт.-Сб. c 11:00 до 18:00
Воскресенье — выходной

Обратный звонок

Главная / Тестирование по уровням

Словообразование

Словообразование – образование слов на основе исходных слов или словосочетаний, Например, слово дом является исходным для слов домик, домишко, бездомный и др.; словосочетание быстро растворимый является исходным для прилагательного быстрорастворимый.

Основы образованных слов (домик, домишко, бездомный, быстрорастворимый и др.) являются производными, поскольку произведены от других слов, основ. Непроизводными называются основы, которые, с точки зрения современного языка, не образуются от других основ (сторож, бабочка, смотреть, румяный и др.). Словообразование следует отличать от этимологии, занимающейся происхождением слов, поиском их далёких корней.

Назовём основные способы словообразования в русском языке.

Приставочный способ – способ образования слов с помощью приставки. Приставка прибавляется к исходному слову. Например:
продумать ← думать + про-;
покраснеть ← краснеть + по-;
неправда ← правда + не-;
предобрый ← добрый + пре-;
поныне ← ныне + по-;
кое-какой ← какой + кое-.

Суффиксальный способ – способ образования слов с помощью суффикса. Суффикс прибавляется к основе исходного слова. При этом основа исходного слова может видоизменяться вследствие отсечения её части или/и чередования звуков. Например:
советовать ← совет + -ова-;
дробить ← дробь + -и-;
краснеть ← красный + -е-;
ускорени[йэ] ← ускорить (отсечение -и-) + -ений-;
размежёвка ← размежевать (отсечение -а-) + -к-;
учитель ← учить + -тель-;
ледничок ← ледник (к/ч) + -ок-;
лесостепной ← лесостепь + -н-;
кто-то ← кто + -то-.

Приставочно-суффиксальный/постфиксальный способ – способ образования слов с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса/постфикса. Приставка и суффикс/постфикс прибавляются к основе исходного слова. Например:
использовать ← польза + ис- + -ова-;
разбежаться ← бежать + раз- + -ся-;
упрочить ← прочный (отсечение -н-) + у- + -и-;
опёнок ← пень + о- + -ок-;
безденежь[йэ] ← деньги (е/нуль звука, г/ж) + без- + -й-;
беззвёздный ← звезда + без- + -н-;
по-французски ← французский + по- + -и-.

Бессуффиксный способ – способ образования слов, при котором от слова отбрасывается окончание (как правило, от имени прилагательного), либо одновременно отбрасывается окончание и от исходной основы отсекается суффикс (как правило, от глагола). Например:
синь ← синий;
тишь ← тихий (х/ш);
закат ← закатить – -и-;
обрыв ← обрывать – -а-;
загон ← загонять – -я-.

Способ сложения – способ образования слов, при котором в одном слове соединяются разные слова, основы слов, сокращённые части основ. Слова, образованные из целых слов, из двух и более основ, одна из которых может быть усечённой, называются сложными. При образовании сложных слов могут использоваться соединительные гласные «о» и «е».
Например:
город-герой ← город + герой;
школа-интернат ← школа + интернат;
землекоп ← земля + е + копать (отсечение -а-);
газопровод ← газ + о + проводить (отсечение -и-);

Слова, образованные из сокращённых частей основ (начальных букв; начальных звуков; частей, состоящих из нескольких звуков), называются сложносокращёнными словами, или аббревиатурами. Например:
МГУ ← Московский государственный университет;
вуз ← высшее учебное заведение;
селькор ← сельский корреспондент;
завуч ← заведующий учебной частью.

Переход слов из одной части речи в другую – способ образования слов, в котором не участвуют морфемы. То или иное слово, употребляясь в определённом контексте, может утратить грамматические признаки одной части речи и приобрести черты другой части речи. Например, в предложении Летом мы поедем к родственникам слово «летом» является наречием, поскольку оно не изменяется; к нему нельзя задать падежный вопрос, как к существительному.

Ф.И.О.* Ваш телефон* E-mail* Уровень* Текст сообщения* Указать уровень и время
* Обязательные поля