Владимир I Святой. Крещение Руси.
С именем сына Святослава, киевского князя Владимира (980-1015), связано событие огромного исторического значения - принятие Русью христианства. Около 988 года Владимир вместе со своей дружиной принял крещение и провозгласил христианскую религию государственной. За эту заслугу со временем церковь причислила его к святым и стала именовать "равноапостольный". Введение христианства приобщило Русь к великой культурной традиции Византии, а через нее, в известной мере, - к античной культуре. Владимир установил церковную иерархию и обеспечил ее материальным содержанием за счет особого налога - десятины. Появилась как бы вторая, дополнительная структура власти, поддерживающая первую - государственную. Христианство способствовало гуманизации древнерусского общества, оно осуждало рабство и призывало "возлюбить ближнего своего, как самого себя".
Распространение христианства на Руси возмущало приверженцев старых, языческих верований. Языческие жрецы (волхвы) не раз поднимали народ на восстание против иной веры и ее служителей. Киевский князь беспощадно подавлял эти выступления (в 990 году в Новгороде во время крещения,в 1024 и 1071 годах - в Суздальской земле).
Князь Владимир имел одну крупную историческую заслугу. Он организовал надежную систему обороны степных границ Руси от набегов кочевников. Внезапности нападения, стремительности передвижения - главным преимуществом кочевников - он противопоставил не только многочисленность своих дружин, но и хорошо налаженную службу дальней разведки, оповещения и связи. Могучие витязи, богатыри, стерегущие рубежи Руси "от поганых" (т. е. язычников-степняков), стали героями русских былин, возникновения которых относят именно к этому времени. Наместниками Владимира Святого в различных русских землях были сыновья князя. Власть верховного правителя подкреплялась его отцовским авторитетом. Такая система управления, сохранившаяся и в последующее время, действовала не без сложностей.